СВЕТОПИСЬ АНДРЕЯ ЧЕЖИНА

  Андрей Чежин родился в Ленинграде в 1960 году.
Freelance-фотограф, член Союза фотохудожников России, член международной федерации художников (IFA).
Директор галереи «ФОТОimage» и музея Кнопки.
Автор многочисленных концепт-проектов такие как:
«Я — объект», «Город на ощупь», «Автопортрет 366 дней», «Хармсиада», «Невская купель», «Город-текст», «Город-миф», «Альбом для кнопок», «7 платформ АХЕ», «Прозрачные сны», «Город-призрак», «Кнопка и модернизм»…
Работы Андрея Чежина находятся в коллекциях Эрмитажа, Русского музея.

Официальный сайт Андрея Чежина — http://chegin.com/ru

История Люминографии еще не написана, но меня интересуют известные фотомастера, которые успешно применяли в своем творчестве съемку источников света с длительной выдержкой, еще до того, как Люминография (Lightpainting, Freezelight и др.), как процесс, стал широко использоваться многомиллионной армией фотографов.

Мне улыбнулась удача отыскать в архивах Андрея Чежина серию отпечатков, для создания которых, он применил технику люминографии.

Не часто знаменитые фотографы раскрывают перед нами «кухню» их творчества, однако, Андрей любезно согласился подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах, этот проект был задуман и осуществлен.

Вот эта история:

В 1999 году, я оказался в Вашингтоне и там прикупил себе «Хольгу» (HOLGA), хотя, даже не понимал зачем мне эта камера? Что с ней можно делать? Но при этом, я совершенно четко знал, что в ней есть одна выдержка и… одна диафрагма! Все!

Тогда я потратил вполне реальные деньги — 20 баксов стоили две камеры.
Начал с удовольствием фотографировать потому, что мне не нужно было никому доказывать, что этими камерами можно было фотографировать! Это я знал, другое дело, что мне надо было придумать, как бы я использовал эту «смешную» камеру для своих проектов


Одна из первых идей это вечером выйти на Невский проспект, просто потому, что Невский одна из самых освещенных улиц в нашем городе. Я шел и просто открывал затвор и пока шел — фотографировал, не зная, что получится… потом я проявил пленку, и даже напечатал многие кадры на бумагу.

Надо сказать, что все фотографии были получены после существенной доработки камеры.
Я с помощью нехитрого инструмента приспособил винт, при вкручивании которого, можно было снимать с ручной выдержкой. Кстати, современные Хольги уже позволяют снимать на разных выдержках вплоть до ручной, но тогда этого не было!


Сама по-себе картинка получается неожиданной… да, но мне хотелось еще что-то добавить, и поэтому была применена технология, связанная с предварительной отбелкой готовой фотографии и ручной прорисовкой, нужного мне изображения резиновым клеем, с последующим проявлением и тонированием.


Уже тогда стали прорисовываться в графике библейские мотивы.


Я фотографировал обычную лампочку в моей студии
*(«Хольга» не была закреплена, поэтому я двигал камеру — как бы рисуя ею в воздухе некую графику).

БИБЛЕЙСКАЯ СЕРИЯ

Библейская серия вся была снята на длительной выдержке.

На один кадр можно было снимать свет от лампы многократно, и только потом перемотать кадр. Но это еще не все. При печати «нимб», вырезанный из бумаги накладывался сверху, как это делается в фотограмме.

На фотобумагу накладывал маску из черной бумаги, потом шла обычная засветка проявление и тонирование.

Надо сказать, что идея этой серии была придумана заранее, и шел я от православной иконы, как бы имитируя в фотографии некую прорисовку (прорись), но добивался этого с помощью фотофиксации.


Это мое личное приближение к Православию. Для меня это было важно.


Загадка заключается в том, как удалось получить на полном кадре приемлемую композицию. Использовал какую-то пленку, а при печати старую просроченную фотобумагу… и все получилось!

Впервые эта серия была показана в Питере в галерее «Дельта» в 2002 году и называлась «Собор».
За рубежом в городе Щецине (Польша), в бывшей православной церкви, где шел ремонт и не было электричества, было очень темно, но люди ходили по выставке со свечами и сами для себя как бы «открывали» эти фотографии, освещали их, пытаясь рисовать свечами эти проявляющиеся образы. Это было классно!

Санкт-Петербург, 2011 г (*)

Со слов Андрея Чежина, записал Владимир Михайлуца.
*) При перепечатке ссылка на источник информации обязательна!

Андрей Чежин на своей выставке в Щецине

На открытии выставки  

Новости